Компания «Метрополис», которая разрабатывает инженерные и конструктивные решения, в этом году отмечает свое 15-летие. Александр Ворожбитов, генеральный директор компании, рассказал журналу Sport Build о наиболее интересных проектах, методиках и достижениях компании.
- Александр Николаевич, что отличает спортивные объекты от других типов зданий с точки зрения проектировщиков?
Спортивные объекты составляют примерно 15% от общего количества наших проектов. Назначение проекта не является главным фактором. Для нас важнее степень сложности и уникальная составляющая проектируемого сооружения. В целом, расчетная доля трудоемкости спортивных объектов выше, чем в сфере коммерческой и жилой недвижимости. При этом я бы не сказал, что «Метрополис» готов взяться за любой проект на рынке. Обычно мы стараемся выбирать, так как участвовать одновременно в большом количестве проектов без потери качества невозможно. В соответствии с нашей шкалой ценностей, интерес представляют либо проекты площадью от 10 000 м², либо сложные или уникальные объекты. Например, крытый каток Москомспорта на Мичуринском проспекте в Москве имеет площадь не более 6 000 м², но мы с удовольствием приняли участие в проекте.
- Для многих Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках – это, прежде всего, волнообразная крыша. Какие ассоциации вызывает этот объект у вас как проектировщиков?
Для нас Дворец гимнастики – это, безусловно, не только внешняя форма кровли. Это также подсистема конструкций самой кровли – то, что обеспечивает ее несущую способность. Мы использовали уникальную методику, которая для нас как участников этого проекта имеет гораздо большую значимость. Второй не менее важный для нас аспект – климат в большом зале арены. При проектировании этого пространства рассматривались различные сценарии его работы, и мы в рамках реализации этого проекта провели совместное исследование по моделированию микроклимата с Саровским инженерным центром. Нас интересовало то, как меняется концентрация углекислого газа, температура, влажность и подвижность воздуха в центральной части арены в зависимости от нагрузок, количества людей либо внешних климатических условий. Проект был реализован при помощи BIM-технологий, поэтому третий важный аспект – координация всех участников проектной команды. Каждая компания работала на своем программном обеспечении, но общая координация в BIM-среде осуществлялась в межплатформенном формате IFC, в котором собиралась общая модель. В 2016 году этот проект был признан победителем и получил BIM-премию от Министерства строительства России. Конечно, каждый следующий проект может быть еще лучше, но первый в этой области проект всегда будет иметь свою неповторимую значимость.
- Насколько сложен переход на BIM-моделирование?
Мы выполнили в BIM много проектов и до Дворца художественной гимнастики в Лужниках. Но в этом конкретном проекте особенность заключалась в широкой интеграции с внешними участниками – все обменивались материалами в форматах, которые мог видеть каждый участник. Сейчас потребность со стороны заказчиков к технологии BIM проектирования существенно повышается, и количество проектов в BIM в нашей компании приближается к 100%. Мы начали внедрять BIM одними из первых в России – в 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса и стагнации экономики эта технология была внедрена в конструкторском отделе компании.
- В чем плюсы и минусы работы в консорциуме с другими участниками в рамках одного проекта?
Однозначно, это сложнее с точки зрения коммуникаций, но значительно проще в плане интеграции, т.к. компетенции профессионалов рассредоточены. Нельзя быть мастером во всем. У одного есть компетенции в архитектуре, у другого – в акустике, у третьего – в спортивном освещении, четвертый занимался медийной составляющей. Мы взяли на себя конструктив и инженерию. Я думаю, что в этом проекте взаимодействие сторон было на очень высоком уровне.
- Насколько уменьшается право на ошибку в проектах такого масштаба?
Поскольку мы занимаемся решениями, влияющими на безопасность эксплуатации сооружения, то мы даже гипотетически не можем рассматривать допуска ошибки независимо от назначения и масштаба проекта. Этот проект по размеру и сложности не был для нас новым, поэтому у нас к нестандартным трудным решениям уже выработался высокий иммунитет. Любые технические проблемы декомпозируются в стандартные задачи. А масштабы объекта нас давно не пугают.
- Какие проекты Вы можете поставить в один ряд с Дворцом Винер-Усмановой?
Случайно или нет, но три крупнейших проекта с участием компании «Метрополис» были реализованы в Лужниках – это Большая спортивная арена, Дворец водных видов спорта и Центр художественной гимнастики. Все три объекта не уступают друг другу по сложности и по техническим решениям, и даже в чем-то друг друга дополняют. Мне также приятно вспоминать опыт, который мы получили при строительстве 35-тысячного стадиона в Краснодаре. Там тоже была собрана очень сильная команда участников. Немецкие архитекторы и конструкторы занимались вантовым многопролетным покрытием. Это – новая для России технология. Конечно же, приятно удивило качество реализации работ.
- Насколько сложнее или проще реализовывать проекты футбольных стадионов по сравнению с крытыми спортивными сооружениями?
В каждом типе проекта разное распределение задач. Крытое многопролетное сооружение для нас сложнее и интереснее, чем просто футбольное поле. Хороший пример – Дворец водных видов спорта, где сочетаются «закрытая» и «открытая» истории. Но это, скорее, крытый объект, в котором открывается только часть кровли, используемая в локальных климатических условиях, а не в постоянном режиме. В подобных объектах в 1,5 раза увеличивается насыщенность инженерными системами и другой инфраструктурой, но наш подход к проектированию в любом случае остается один и тот же.
- Какие ключевые моменты корпоративной истории Вам как руководителю вспоминаются в год 15-летия компании?
Пожалуй, это профессиональное признание наших заслуг российскими и международными премиями. У компании открылись дополнительные офисы в Санкт-Петербурге и Казани, координацию с которыми мы изначально выстроили на основе BIM-технологий. Я вспоминаю объекты, которые появились в нашем портфеле в 2009 году для обеспечения инфраструктуры Олимпийских игр. Мы разработали проект Главного медиацентра и целого гостиничного кластера. В рамках подготовки к Олимпиаде мы приобрели большой опыт в гостиничном секторе, который до сих пор дает нам преимущество при разработке проектов данного типа. Непосредственно к проектам, связанным со спортом, мы перешли в 2014 году, в самый разгар подготовки к чемпионату мира по футболу. Компании удалось стать участником одного из центральных проектов – реконструкции стадиона «Лужники».
- Как складываются ваши дальнейшие отношения с введенным в эксплуатацию объектом после завершения проекта?
Безусловно, мы стараемся поддерживать отношения со службами эксплуатации объектов. Это необходимо для оценки эффективности проделанной работы. В процессе эксплуатации нередко выявляется полезный опыт и приходит понимание того, что можно было бы сделать лучше, что необходимо учесть в следующем проекте подобного типа, как реализовать свои планы с меньшими затратами ресурсов. Иногда нас привлекают к участию в проектах по реконструкции и перепрофилированию объектов, которые мы в прошлом проектировали.
- Как компания решает кадровый вопрос, учитывая растущую потребность в высококвалифицированных специалистах?
Мы тесно сотрудничаем с ВУЗами, пытаясь преодолеть существующий разрыв между академическим образованием и потребностями бизнеса. В частности, у нас тесные взаимоотношения с Московским государственным строительным университетом и Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом. Мы получили предложение создать базовую кафедру по высотным уникальным зданиям на базе СПГАСУ и, скорее всего, так и поступим. Схема взаимодействия с ВУЗами действует так: мы выявляем лучших студентов в процессе проведения чемпионатов, после чего приглашаем их пройти у нас практику либо стажировку. В зависимости от результатов некоторым студентам мы предлагаем работу в нашей компании.
Читайте материал полностью в журнале Sport Build (№2, март 2020).