Сбросить
Рекомендации поиска

    Театр оперы и балета в Севастополе – один из объектов культурно-образовательного кластера, который появится на мысе Хрустальный между Карантинной и Артиллерийской бухтами в Севастополе. Общая территория, отведенная под его строительство – 2,83 гектара. В рамках кластера ведется строительство и Хореографической академии.


    Заказчиком работ выступает фонд «Национальное культурное наследие», учредителями которого являются Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Мариинский и Большой театры.

    Визуализация: ©Coop Himmelb(l)au

    Авторы проекта, известное австрийское бюро Coop Himmelb(l)au под руководством Вольфа Прикса, исповедуют архитектуру деконструктивизма. Здание театра впитало в себя черты этого направления, но при этом оно будет визуально открытым и прозрачным.


    Общая площадь здания сложной «летящей» формы — 61 361,63 м2, высота — от 37 до 52 м. Крыша театра представлена в виде пространственной конструкции с нависающими со всех сторон краями и выносом козырька над главным входом. Линия цоколя, начинаясь от улицы Капитанская, поднимается в сторону моря, повторяя форму покрытия здания, и трансформируется в большую консольную террасу. Терраса с видом на море может использоваться посетителями автономно от работы театра в любое время суток.



    Компания «Метрополис» в этом проекте выступила в роли генерального проектировщика. Спектр выполненных работ включает архитектурно-строительное проектирование, проектирование внутренних инженерных систем и внутриплощадочных сетей на стадиях Концепция, Проектная и Рабочая документация, а также авторский надзор.


    Проектная документация на строительство по итогам оценки соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, оценки соответствия проектной документации установленным требованиям получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертизы России» в сентябре 2021 года. В декабре 2022 было получено положительное заключение «Главгосэкспертизы России» по результату проверки достоверности определения сметной стоимости.


    Замдиректора театра, народный артист России Андрей Уваров: «Мы пытались сделать вместе с «Метрополисом» это здание максимально комфортным и удобным для организации многозадачного творческого процесса. Мы не являлись активными участниками этого процесса, но нас периодически привлекали на определенные консультации, связанные с профессиональной деятельностью, организацией творческого процесса. В частности, наши специалисты давали комментарии относительно механизации сцены, верхней и нижней, и обосновывали свои решения».


    Он отметил, что, несмотря на многоэтажность здания театра, оно не выглядит громоздким благодаря рельефу местности, на которой располагается. «Структура многоэтажная, но эта этажность визуально никак не фигурирует. Если посмотреть на проект театра – это единый монументальный, но легкий
    образ»
    , – пояснил он.

    Визуализация: ©Coop Himmelb(l)au

    Нижние этажи с учетом планировочной организации рельефа предназначены для офисных и складских помещений, гардероба и помещений для музыкантов. На первом этаже располагается центральная входная группа для зрителей, кассовый вестибюль, главное фойе Большого зала вместимостью 1 100 зрителей, буфет и главная сцена здания. Большой зал располагается в самом сердце комплекса. На других этажах обустроят ресторан на 350 посетителей, артистические уборные, зрительские балконы, репетиционные и другие необходимые помещения.


    На подземных этажах будут располагаться автостоянка, загрузочные помещения предприятий питания, театральный склад и технические помещения. Рельеф территории застройки позволил разместить на уровне подвального этажа помещения для персонала театра, выходы на улицу с эвакуационных лестниц, большой репетиционный зал для хора и оркестра, загрузочный дебаркадер для контейнеров и декораций, а также Малый зрительный зал на 200 мест.



    В проекте применялся фибробетон, имитирующий белый камень. Зал оперы оформлен деревянными элементами — не только потому, что это идеальное акустическое решение, но и для того, чтобы создать радушную и теплую атмосферу. Все элементы в зале спроектированы с учетом акустических потребностей пространства.


    «Я сделал 30 или 40 макетов и работал с разными программами на компьютере, чтобы достичь нужного сочетания структуры, формы и всех нужных характеристик», – отмечает Вольф Прикс.


    Видеоматериалы: ©Coop Himmelb(l)au

    Витражное остекление, использованное в качестве ограждающих конструкций, открывает впечатляющие виды изнутри здания на мемориал «Матрос и солдат» и акваторию Чёрного моря. На всей территории планируется открытый ландшафт, пешеходные зоны, маршруты вдоль моря и внутри участка, большая площадь озеленения.



    Конструктивные решения


    Крым − сейсмически активная зона, нормативная сейсмичность района строительства составляет 9 баллов. Помимо этого, из активных геологических и инженерно-геологических процессов и явлений на участке отмечаются наличие специфических грунтов, потенциальное подтопление, эрозионные процессы и карстоопасность. Все это относит здание к объектам повышенного уровня ответственности (класс сооружения – КС-3).


    Сложности проекту добавляют и деконструктивистские архитектурные решения, обуславливающие сложную геометрическую форму, в частности, консольные свесы кровли до 33 м и вылет консольной террасы, обращенной к морю, размером 34,5 м. Общая масса стальных конструкций составляет около
    15 000 т. Объем бетона – около 70 000 м3.


    Общие виды цифровой модели здания Театра оперы и балета

    Принимая во внимание геологические и гидрогеологические условия площадки строительства, а также конструктивные особенности проектируемого объекта, в качестве фундаментов здания запроектированы монолитные железобетонные плиты на естественном основании толщиной 500, 1000 и 1600 мм из бетона класса В30.


    Основные несущие конструкции здания выполнены в виде железобетонного каркаса и закрепленных к нему стальных пространственных конструкций.


    Конструктивная схема железобетонного каркаса – каркасно-стеновая. Каркас состоит из вертикальных элементов – монолитных железобетонных стен, пилонов, колонн, и горизонтальных дисков балочных перекрытий. Все узлы соединения элементов железобетонного каркаса имеют жёсткое сопряжение между собой и с фундаментной плитой. Таким образом, обеспечивается неразрезность систем элементов каркаса, что наиболее выгодно с точки зрения распределения усилий и напряжений и возможности их перераспределения. Кроме основной работы на вертикальные нагрузки перекрытия воспринимают действующие на них горизонтальные нагрузки, а также перераспределяют действующие на здание горизонтальные нагрузки, передавая их на вертикальные конструкции и обеспечивая пространственную жесткость здания.


    К основным несущим конструкциям можно отнести конструкции консольной части здания («консоли»), конструкции наружных террас («цоколя»), галереи, опоясывающей высокую часть здания («пояса») и кровли.


    Составляющие части здания Театра оперы и балета

    Стальные элементы консоли представляют собой пространственную ферменную конструкцию, состоящую из несущих продольных треугольных ферм, объединенных между собой поперечными фермами. Продольные фермы консоли было решено крепить к стальным решетчатым конструкциям, замоноличенным в железобетонных пилонах каркаса здания в качестве конструкций их усиления. Такое конструктивное решение по сравнению с первоначальным вариантом непосредственной анкеровки поясов ферм консолей в железобетонных конструкциях позволяет увеличить несущую способность железобетонных пилонов, повысить надежность участка сопряжения консоли с конструкциями здания, а также обеспечивает возможность присоединения стальных конструкций консоли непосредственно к стальным конструкциям усиления узла сопряжения.


    Стальные элементы «цоколя» располагаются вдоль наружных железобетонных стен и представляют собой ряд консольных поперечных ферм, опирающихся одним концом на железобетонный каркас здания и объединенных между собой в продольном направлении связями и прогонами.


    Стальные элементы «пояса» располагаются вокруг железобетонной надземной части каркаса и представляют собой пространственную ферменную конструкцию. Конструкции пояса крепятся к монолитным железобетонным лестнично-лифтовым узлам и опираются на стальные колонны.



    Конструктив кровли состоит из перекрестных октогональных ферм, расположенных под углом друг к другу, и связей по верхним и нижним поясам ферм. Опирание кровельной конструкции предусмотрено на железобетонный каркас и на стальные колонны, также поддерживающие конструкции «пояса» и передающие нагрузку на железобетонные каркас и конструкции консоли. Для обеспечения проектных условий опирания конструкций кровли на железобетонные конструкции стилобатной части используются всесторонне подвижные опорные части и стальные колонны с шарнирными опорными частями.


    Шарнирная всесторонне подвижная опора

    Для исключения проблем при сейсмическом воздействии каждый фрагмент фасада представляет собой отдельную независимую часть, жесткую в своей плоскости за счет установки дополнительных диагональных элементов. Вертикальная нагрузка от фасадов передается в нижних узлах. В верхних узлах передается только нагрузка в направлении, перпендикулярном плоскости фасада. В направлении вдоль плоскости фасада и в вертикальном направлении организуется антисейсмический деформационный шов. Таким образом, снимаются проблемы, связанные с возможными перекосами фасада при креплении к разным конструкциям, которые могут иметь различные перемещения, в том числе при сейсмическом воздействии. Шов попытались сделать максимально невидимым – практически на каждом участке он закрывается обшивкой стен.


    Антисейсмический шов

    Принятые конструктивные решения обеспечивают увеличение статической неопределимости пространственной системы, что повышает устойчивость к прогрессирующему обрушению, в том числе при сейсмических воздействиях. Также это предотвращает обрушение конструкций в случае разрушения или недопустимого разрушения одного несущего элемента за счет перераспределения усилий в конструкции (что подтверждается результатами расчетов, в том числе на устойчивость к прогрессирующему обрушению).


    Конструкции при колебаниях – общий вид

    При подобных колебаниях перемещения консольного участка кровли могут достигать 300 мм, перемещения консольного участка консольной террасы – 240 мм. Такой результат получился за счет того, что нижний край кровли был отвязан от стилобата, а также было обеспечено независимое опирание в горизонтальном направлении на конструкции стилобата, принадлежащие другому техническому блоку. В месте опирания перемещения составили порядка 75 мм.


    Конструкции при колебаниях – вид сверху

    В процессе разработки стадии Проектная документация специалистами компании «Метрополис» была доработана конструкция кровли, разработанная на стадии Концепция, с учетом новых данных и расчетов. В частности, были произведены:

    1. учет второстепенных элементов – прогонов;
    2. исключение прогонов из совместной работы с фермами;
    3. учет динамических масс между узлами пересечения ферм;
    4. изменение схемы связей по поясам ферм (применение ромбической решетки вместо треугольной);
    5. дополнительное раскрепление поясов между узлами пересечения ферм;
    6. уменьшение сечения связей;
    7. установление длины связей в пределах транспортного габарита;
    8. увеличение количества узлов связей;
    9. снижение усилий прикрепления и размеров узлов.

    В решениях фасадов Театра оперы и балета применено многослойное мультифункциональное стекло, сочетающее функции солнцезащиты и энергосбережения: Energy NT on Crystalvision и Stopray Vision 50T on Crystalvision.


    Световые фонари, вкрапленные в поверхность кровли, растворяются в отделке наружного покрытия из стеклофибробетона и дополняют пространство, пронизывая его светом.



    Светопрозрачное ограждение фасадов с многослойным стеклом в составе стеклопакета обеспечивает безопасность для людей как снаружи, так и внутри здания – в случае повреждения многослойное стекло даст трещину, но не выпадет. Также этот материал обеспечивает защиту от несанкционированного проникновения в помещение с улицы, актов вандализма (для нижних этажей здания), повышенный уровень звукоизоляции помещений и защиту от УФ-воздействия.



    Монолитные работы по зданию Театра оперы и балета завершены на 95%. На минусовых этажах театра уже ведутся черновые отделочные работы. Открытие объекта запланировано на 2025 год.




    цифры и факты
    • Локация Севастополь
    • Площадь 62 500 м2
    • Площадь застройки 15 098 м2
    • Высота 37,7 - 52,40 м
    • Этажность 8
    • Количество подземных этажей 3
    • Статус ИДЁТ СТРОИТЕЛЬСТВО
    • Архитектура COOP HIMMELB(L)AU
    • Заказчик Фонд "Национальное культурное наследие"
    • Сайт объекта sevastopolopera.ru
    Объем выполненных работ
    • Стадии проектирования Концепция

      Проектная документация

      Рабочая документация

      Консультационные услуги

      Авторский надзор
    • Архитектурно-строительное проектирование Генеральный план

      Технологические решения

      Конструктивные решения
    • Проектирование внутренних инженерных систем Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

      Системы водоснабжения и водоотведения

      Системы электроснабжения

      Системы связи и сигнализации

      Системы автоматизации и диспетчеризации
    • Проектирование внутриплощадочных сетей и вынос сетей Сети водоснабжения и канализации

      Сети теплоснабжения

      Сети электроосвещения и электроснабжения

      Сети связи

      Разработка и согласование сводных планов сетей на вынос и на подключение
    • Организация строительства Проекты организации строительства

      Проект организации дорожного движения

      Технологический регламент обращения с отходами строительства и сноса
    • Спецразделы Охрана окружающей среды

      Обеспечение доступа инвалидов

      Энергоэффективность

      Безопасная эксплуатация объектов капитального строительства

      Пожарная безопасность