24 Марта 2020

С точностью до дуновения ветра

123123123.jpg20 марта вышел очередной номер журнала «Спорт-Бизнес-Консалтинг» (№1 (40), март 2020 г.), в котором опубликованы сразу две статьи, посвященные Дворцу художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой. В материале «С точностью до дуновения ветра» о процессе проектирования, особенностях координации проекта, а также применённых методиках и программных комплексах изданию рассказал Александр Ворожбитов, генеральный директор компании "Метрополис".


«Спорт-Бизнес-Консалтинг» (СБК): – Проектировать столь сложный и оригинальный объект – особая ответственность?

Александр Ворожбитов (АВ): – Создание такого дворца спорта – результат слаженной работы многих компаний и специалистов. В этом проекте участвовало более 20 специализированных проектных организаций. Компания «Метрополис» занималась не только проектированием, но и координацией целого пула участников. Авторская идея внешнего вида сооружения принадлежит Сергею Кузнецову, а мы совместно с компанией Pride реализовали архитектурно-планировочные и технические решения. В частности, в зоне ответственности компании «Метрополис» были конструктивные и инженерные решения. Лично мне проект особенно интересен тем, что пришлось решать много нестандартных задач в сжатые сроки, разрабатывать сложные технические решения под меняющиеся задачи и реализовывать системы, не имеющие аналогов.


СБК: – Как удалось создать крышу в виде ленты?

АВ: – На монолитный каркас мы установили арочные балки, поддерживающие кровлю из пространственных ферм - металлических сот. Такая форма деталей и позволила создать крышу-ленту, обеспечив несущую способность во всех плоскостях. Мы проводили испытания и расчеты для разных ситуаций, в том числе исключительных с точки зрения нагрузки. Еще одно преимущество этого решения – малая масса конструкции. Подобные конструкции можно эффективно использовать для покрытий с большими пролетами между опорами.

04_1_Модель конструкций и инженерных систем Дворца художественной гимнастики.png


СБК: – Сколько времени заняла работа над проектом?

АВ: – Два года. В пиковые периоды им занимались 40 сотрудников «Метрополиса». Экспертизу для получения разрешения на строительство прошли с первого раза. А вот сам объект проходил экспертизу 3 раза для согласования изменений, вносимых в проект по ходу строительства.


05_Модель конструкций кровли Дворца художественной гимнастики.png


СБК: – Что менялось в проекте по ходу строительства? 

АВ: – Разные аспекты: и конструктив - замена деревянных конструкций кровли на металлические, и инженерные решения – например, электроснабжение, технологические блоки, логистика. Поступали новые пожелания от заказчика и организаторов будущих мероприятий. Мы сверялись с их требованиями и вносили соответствующие изменения. В проекте были предусмотрены решения, которые могут являться универсальными для всех последующих мероприятий. Но ряд мероприятий требуют индивидуального кастомизированного процесса согласования.


12_Модель распределения потоков воздуха в продольном разрезе арены.jpg


СБК: – Нестандартная крыша затрудняет установку оборудования?

АВ: – Мы предусмотрели технические помещения вдоль основного гимнастического зала. Высота технического этажа – до 9 метров. Наши специалисты впервые использовали каркасные трехуровневые центральные кондиционеры и вентустановки. Стандарное исполнение предполагает два уровня. Данное решение позволило разместить все требуемое для эксплуатации объекта оборудованиие.


СБК: – В чем еще пришлось проявить фантазию?

АВ: – У нас было строгое ограничение подвижности воздуха в центральной части ковра, чтобы оказывать минимальное влияние на гимнастические ленты. Для создания правильного микроклимата использовалась система математического моделирования CFD. Это современный инструмент проверки проектных инженерных решений на соответствие функциональной задаче. При большой зрительской аудитории и активном использовании электроприборов получалось, что теплый воздух поднимался и образовывал внутренние конвективные потоки. В итоге мы увеличили на 50% величину воздухообмена в главном зале, перераспределили приточные и вытяжные устройства и установили разные температуры приточного воздуха в различных зонах – их можно регулировать независимо друг от друга. Все это минимизировало тепловое давление в центральной части арены. Очень интересным получилось решение по организации подвесов оборудования к несущим конструкциям покрытия арены, всего более 180 возможных точек крепежа для реализации любых возможных сценариев при проведении мероприятий в пределах заданной суммарной нагрузки от оборудования 40 тонн (и это с учетом максимальной снеговой нагрузки). Само решение вырабатывали совместно с прокатными компаниями и учли их пожелания.


13_Модель распределения потоков воздуха в поперечном разрезе арены.jpg



Могу еще упомянуть возможность модернизации арены для турниров по киберспорту. С инженерной точки зрения это особое мероприятие, ведь нужно думать не только о массовом скоплении людей, но и о повышенных требованиях к электропотреблению и кондиционированию. Для киберспорта требуется повышенное энергопотребление и правильное охлаждение оборудования. Понятно, что под конкретное событие делаются специальные подключения, но инфраструктура здания должна их поддерживать.


СБК: – Звук и свет во дворце тоже необычные? 

АВ: – Свет можно считать стандартным спортивным, хотя и максимально качественным, не мешающим спортсменам во время соревнований и тренировок. Оборудование для спецэффектов обычно дополнительно устанавливают организаторы мероприятий. С точки зрения звука могу отметить радиочастотную систему звукоусиления на зрительских местах для слабослышащих. Само оборудование профессиональное, подходящее и для музыкальных выступлений. Над ареной висит 28 громкоговорителей, сгруппированных в 16 кластеров. Также стоит отметить, что сама арена была подготовлена в части строительной акустики, и результат получился очень приличным для крытых объектов спортивно-концертного назначения, что в итоге упростило работу для прокатных компаний при планировании размещения электроакустического оборудования.


СБК: – Оборудование во дворец можно завозить на грузовых автомобилях? 

АВ: – Это подразумевается самой логистикой, технологией жизнедеятельности здания, без этого никуда. Есть зона загрузки, бэк-офис, вспомогательные технологические помещения, склад и другие помещения.


СБК: – Как организованы гостинца и медицинский блок?

АВ: – Гостиница расположена в отдельной части здания. Это полноценный пятиэтажный отель, предназначенный в первую очередь для спортсменов, хотя поселиться там может любой желающий. Есть номера на одного, двух, трех и четырех человек. Каждый этаж имеет свое оформление, дизайном занималась лично Ирина Александровна. Она же контролировала создание медико-восстановительного блока, консультировалась с экспертами, выбирала медицинскую технику – лучшую из существующих вариантов.


СБК: – Предусмотрена ли система умного управления объектом?

АВ: – Да, в проекте предусмотрена Building Management System. BMS – это компьютерная система управления, контролирующая механическое и электрическое оборудование здания: вентиляцию, освещение, электропитание, пожарные системы и т.д. Можно программировать разные сценарии. Мы всегда предусматриваем подобные возможности в своих проектах.


СБК: – Из-за близости Москва-реки возникали сложности с фундаментом?

АВ: – Несущая способность грунта изначально не самая хорошая. Рассматривались два варианта решения – сплошное свайное поле с общей плитой или свайные ростверки. и . По результату расчетов было выбрано решение с свайными ростверками. Мы стараемся не закладывать слишком дорогих решений, чтобы иметь возможность завершить строительство в срок и оставаться в рамках бюджета. 


В статье «Современная роскошь» об особенностях дизайнерских решений в интерьере дворца и уникальных возможностях эксплуатации, изданию рассказали Ирина Винер-Усманова, Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, Марс Газизулин, генеральный директор компании "Мосинжпроект", Геннадий Рутенбург, руководитель строительства, Николай Гордюшин, руководитель авторского коллектива творческого производственного объединения "Прайд", а также Александр Паньков, директор дворца.


Читать материал полностью в на сайте издания «Спорт-Бизнес-Консталтинг».